Миграционный кризис на западной границе Беларуси продолжается с весны 2021 года. Начиная с 8 ноября произошло его обострение, когда у белорусско-польской границы собралось более 4 тысяч человек, некоторые из которых попытались перейти на территорию Польши, стремясь попасть далее в другие страны ЕС. С 10 ноября на литовско-белорусской границе властями Литвы был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Варшава в настоящий момент рассматривает возможность полного закрытия границы и повторного введения режима чрезвычайной ситуации. Литва, Латвия и Польша начали строительство ограждений из колючей проволоки на границах с Беларусью.
Понять текущий кризис у белорусской границы невозможно без учета политического противостояния в Беларуси, продолжающегося мирового экономического кризиса, и упадочного характера капитализма в целом.
Авантюра бонапартистского режима
Долгие годы официальная пропаганда в Беларуси пыталась нарисовать картину того, что их страна — островок стабильности в океане мирового хаоса. Теперь же и сама Беларусь не только погружена в этот хаос, но и усиливает его. Масштабные протесты против фальсификации президентских выборов, начавшиеся осенью 2020 года и их жесткое подавление, несмотря на мирный характер, вызвали острый политический кризис легитимности режима и привели к его изоляции. За исключением России, преследующей свои собственные империалистические интересы в регионе, режим Лукашенко находится в кольце врагов — внутренних и внешних. Загнанный в угол бонапартистский режим Лукашенко, яростно сопротивляется. Чуть ранее, им уже использовался военный самолет для посадки пассажирского лайнера и задержания находившегося там оппозиционера Протасевича. Именно после принудительной посадки самолета в Минске и введения новых санкций со стороны ЕС, Лукашенко заявил в мае 2021 года:
«Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить».
Каким же образом такое большое количество мигрантов оказались в Беларуси?
В период 2020-21 власти Беларуси произвели значительное смягчение визового режима с 76 странами, в том числе с охваченными военными конфликтами. По заявлениям местных правозащитников:
«Мы в основном общались с курдами из Ирака. Но приезжают люди и из Афганистана, Сирии, Ирана, из нескольких африканских стран. А что касается курдов — это очень большое количество мужчин, которые едут [в Европу] из-за сильных притеснений в связи с их этнической принадлежностью. Плюс большая угроза террористических атак [в Ираке]».
Продавая последнее, люди стремятся получить шанс на нормальную жизнь, переехав, к примеру в Германию, где у многих уже есть родственники. Но вместо этого они попадают в тяжелейшую ситуацию, когда они не могут пересечь границу из-за действий польских военных, но не могут и вернуться обратно. Беженцы, как нетрудно догадаться, страдают от ужасных условий пребывания в импровизированном лагере:
«В первый день там были какие-то запасы еды, но небольшие, никто не рассчитывал, что это надолго. Жаловались, что им не хватает воды и еды».
«Лекарств не хватает. Очень много беременных женщин и маленьких детей, все кашляют, тут не предусмотреть все лекарства. Периодически, когда кому-то становится плохо, приезжает скорая».
«Очень холодно в лагере. Палатки разные, есть легкие палатки, кто-то сделал себе шалаши. Костры разводят: никакой спальник в эти холодные ночи особенно не спасет. Стараются вокруг маленьких костров лежать. Кто-то один всю ночь по очереди поддерживает костер, чтобы он не погас».
Авантюра с беженцами— еще один инструмент сопротивления ослабленного режима, прибегающего к крайним мерам ради своего спасения. Способствуя появлению беженцев на границе, Лукашенко стремится навредить враждебным соседям, не признавшим его как легитимного президента и поддерживающим врагов белорусского режима (Литва, в частности, дала убежище главной противнице Лукашенко на прошлогодних президентских выборах, Светлане Тихановской и ее штабу).
Сама Беларусь предоставлять беженцам убежище не стремится, более того, использует давление и насилие со стороны полиции и военных по отношению к беженцам. Согласно данным Госпогранкомитета Беларуси, собравшиеся у границы хотят получить убежище в Евросоюзе, «а территорию Республики Беларусь они не рассматривают как место пребывания». В совершенно лживой манере официальная белорусская пропаганда, до того пугавшая своих граждан призраками нелегальной миграции, внезапно становится защитником прав беженцев.
Главная характеристика белорусского режима в настоящий период, помимо острого политического кризиса — глубокие экономические трудности. Не в последнюю очередь целью авантюры Лукашенко является отмена санкций, больно бьющих по экономике страны. Затруднения в экономике в свою очередь усиливают зависимость Беларуси от России, с которой не так давно был подписан пакет «интеграционных» соглашений в рамках т.н. «Союзного государства». Следуя по стопам Украины, другие страны Восточной Европы все плотнее ввязываются в межимпериалистическое противостояние. С одной стороны, Британия посылает военных к границе Польши, с другой — после недавних переговоров президентов России и Беларуси территорию страны начали патрулировать российские стратегические бомбардировщики, были проведены совместные учения войск двух стран.
Демократическое лицемерие
Действия Лукашенко, без сомнения, расчетливы и циничны. Но почва, на которой может процветать такая циничная авантюра создана не им. Польские власти сконцентрировали спецслужбы на своих границах, стремясь не допустить прохода беженцев. Начать следует с того, что Польша незаконно не принимает прошение об убежище. Однако очевидный, факт состоит в том, что Польша обращается с возникшей ситуацией не как с гуманитарным кризисом, а как с почти что военным вторжением. Польское правительство утверждает, что против него ведется «гибридная агрессия» со стороны двух государств:
«Лукашенко выступает исполнителем этой атаки [беженцев]. Но у него есть еще помощник — Путин. <…> Эта атака имеет признаки войны нового типа, когда люди используются как живые щиты».
Автор этих слов премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, проливающий крокодильи слезы о бедствиях мигрантов, конечно, не хотел бы вспоминать, что в свое время польские войска участвовали в империалистической агрессии против Ирака в 2003 году и даже контролировали свой собственный оккупационный сектор. На это вполне резонно указывали и представители российского империализма, Захарова и Лавров. Для последних, однако, данный факт — не более чем инструмент для манипуляций и собственного обеления, ведь и Россия напрямую замешана в военных действиях, к примеру, в Сирии или через подконтрольные ей частные военные компании в ЦАР.
Какова же реакция ЕС и, в частности, Германии на эти события?
Помимо громогласных обвинений Лукашенко, Путина, и даже Турции, в сложившемся кризисе, помимо угроз ввести новые санкции, власти ЕС не предлагают никакого позитивного решения миграционного кризиса. С одной стороны, власти Германии боясь запачкать свою репутацию не могут во всем солидаризироваться с правым режимом в Польше, и не выступают, к примеру, за строительство стены на границе, вопреки впадающим в националистическое безумие. С другой стороны, они не высказывают явного намерения принять у себя беженцев. Эта двойственная позиция отразилась в речи Меркель, где наряду с призывом найти «гуманное решение» она упомянула, что «важно, чтобы ЕС имел возможность защищать свои внешние границы».
На прошедшем заседании Совбеза ООН по данному вопросу была вынесена резолюция, где его представители выступили с «осуждением организованной инструментализации людей, чьи жизни и благополучие поставлены под угрозу в политических интересах Беларуси». Тем самым ООН в очередной раз показала себя как марионетку империализма, явно сместив акценты со страданий беженцев в выгодное для европейского и американского империализма русло поверхностного осуждения действий Лукашенко.
Происходящий кризис и реакция на него мировых флагманов буржуазной демократии в очередной раз поднимают вопрос об упадочном характере капиталистической системы, отказывающей людям по факту в базовом демократическом праве — праве на убежище. Легко провести аналогию с интербеллумом, когда, евреям, спасаящимся бегством из нацистской Германии, предположительно «демократичные» страны отказывали в убежище, высылая их обратно на верную смерть. Но чем от них отличаются от курды, подвергающиеся у себя в стране дискриминации и находящиеся под угрозой убийства со стороны религиозных фундаменталистов? «Цивилизованный» мир слишком быстро забывает уроки прошлого.
Мир без границ?
Главный элемент в текущем уравнении — разоренные империалистической и местной реакцией страны Ближнего Востока, где нескончаемые войны, удушающая нищета, и безработица не оставляют отчаявшимся людям никакого иного выбора, кроме поисков лучшей жизни за границей.
Капиталистическая система, лицемерно провозглашающая «свободу передвижения» не стремится распространить ее на всех. «Права человека», в том числе право на убежище остаются исключительно на бумаге. «Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем», говорит 14 статья Всеобщей декларации прав человека, но совсем иное мы видим в действительности. Закрытые на ключ границы — еще один симптом того, что мировая капиталистическая давно прошла свою прогрессивную фазу развития. XXI век проигрывает в этом отношении XIX веку! США в свое время не требовал даже визы у многочисленных мигрантов (ирландцев, евреев, итальянцев, жителей Скандинавии и Восточной Европы, в том числе поляков, и др.), теперь же мы имеем личностей, подобных Трампу на верхушке, один из главных пунктов программы которого — строительство стены у границы с Мексикой.
Кризис, подобный тому, что разворачивается у границ Польши, и само существование беженцев показывает реакционный характер национального государства, представляющего собой не более чем клетку для удержания трудящихся под контролем «своей» буржуазии. Производительные силы, в том числе вытолкнутые из процесса производства трудящиеся из угнетенных народов, требуют организации в мировом масштабе. Единственный путь достижения этого — международный социализм, самым радикальным образом устраняющий всякое национальное неравенство и дискриминацию, дающий кров, образование и работу всякому, кто будет готов стать свободным гражданином Мировой коммуны. Таков единственный реалистичный способ разрешения вопроса беженцев и национального вопроса в нынешнюю эпоху.
В текущей же ситуации, мы можем требовать только открытия границ и предоставления убежища всем тем, кто этого желает. Власти ЕС и Германии, в особенности, обязаны незамедлительно отреагировать на сложившийся кризис, преподнеся всему миру «урок демократии», о которой они так часто упоминают, но которой так редко следуют. Это будет самым меньшим, что они могут сделать.
Олег Воронов